12 советов, чтобы ездить в снегопад и не попасть в аварию
Зимнее утро - это не только приятные виды из окна, но и машины-сугробы, нечищеные дороги, километровые пробки и всплеск ДТП. Как безопасно рулить по снегу? Мы расскажем.
отложите поездку
Самая простая и эффективная стратегия избежать сложных погодных условий - на денек отказаться от роли водителя. Отправляйтесь по делам на общественном транспорте или возьмите в аренду автомобиль с водителем - и нервы будут целее.
рассчитывайте время
Снегопад - всегда пробки. Проезжая часть дорог становится уже, времени на маневры нужно больше, происходят типичные аварии из-за несоблюдения дистанции. Да и коммунальным службам нужно время на чистку дорог от снега. Поэтому выезжайте заранее.
чистите машину адекватно
Прочистить полоску на лобовом стекле - такая себе экономия времени. Хорошая обзорность - минимальное условие для нормальной зимней поездки. Не уберете снег с крыши машины - и он будет слетать вихревым облаком на ваше стекло или слепить таким же образом автомобиль позади вас. А это уже аварийный фактор.
Поэтому важно перед поездкой убирать ВЕСЬ снег с машины, а особое внимание уделить стеклам и фарам.
сконцентрируйтесь
Любые рекомендации по выбору скорости и соблюдению дистанции будут бесполезны, если вы будете позволять себе во время зимнего вождения летние привычки, вроде разговоров по телефону, отвлечения на наведение порядка в салоне и т.п. Зима требует максимальной концентрации внимания. Инструкторы по вождению рекомендуют в условиях снегопада даже радио отключать.
скорость + дистанция
Первая должна быть ниже на 10-20% по сравнению с ездой по сухому асфальту, вторая - выше, ведь тормозной путь на снегу увеличивается.
разгон и торможение
Должны быть максимально плавными. Тормозить нужно двигателем или прерывисто, имитируя работу системы ABS. Резкий разгон так же опасен в плане заноса, как и экстренное торможение.
внимательнее с поворотами
Заранее с помощью понижения передачи на МКП снижайте скорость. Берите радиус с запасом, чтобы повернуть руль всего один раз на нужный (минимальный) угол в самом начале поворота и сразу же начать его возвращать обратно, выравнивая колеса.
Плавно прибавляйте газ, особенно на переднеприводных автомобилях, как только вы прошли поворот передней осью и колеса стали прямо.
помогите сцеплению колес с дорогой
В поворотах и просто на сложных участках минимально, с радиусом +/- 2 см, покачивайте рулем, как бы разгребая дорогу. Колеса таким образом действительно «бурят» себе доступ к асфальту под снежной кашей.
спина прижата, обе руки на руле
Погрешности в правильной посадке водителя машина простит летом и никогда - зимой. Плотно прижатая к сиденью спина поможет почувствовать самое начало заноса. Руль во время снегопада нужно мягко, но крепко держать обеими руками: только это даст возможность начать реагировать на любую ситуацию немедленно - включая занос.
если забуксовали
Поверните колеса вправо-влево пару раз, чтобы очистить колею от снега. Станьте на «аварийку» и расчистите лопатой снег или подложите под ведущие колеса резиновые коврики из салона.
На машине с МКП попробуйте технику «раскачивания», включая первую, а когда автомобиль откатывается назад - заднюю передачу.
если сносит
Занос в разных своих вариациях чаще всего возникает при снижении скорости во время поворота руля, когда разгруженная задняя ось начинает «вилять» по дороге.
Несмотря на тиражируемые стереотипы о разнице выхода из заноса на переднем и заднем приводе, отличие будет в одном: на машине с ПП нужно чуть увеличить скорость, мягко нажав на газ, на ЗП - отпустить педаль газа.
В остальном отличий нет: как только начинается скольжение задней оси, нужно мягко но четко повернуть руль в сторону заноса и сразу же возвращать его обратно, чтобы машину не снесло уже в другую сторону.
опасная колея
Ездить по снежной колее - отдельный аварийный фактор.
Колея имеет фиксированную ширину, а ширина между колесами разная у всех автомобилей. В результате машину просто начинает «таскать» по колее, как будто водитель постоянно крутит рулем.
Бывает и так, что одна пара колес едет по колее, а другая едет по ровной дороге - в результате ситуация похожа на занос. В колее надо ехать медленно, не раскачивая машину.
Резкие движения недопустимы. Выезд из колеи важно осуществлять под острым углом, делая 2-3 движения рулем - слитных и быстрых, иначе вы будете раскачивать машину.
Итого
Главный принцип при езде в снегопад - максимальная концентрация и минимум движений. В том числе, кручения рулем и интенсивного разгона/торможения. Зимой лучше ездить в стиле «медленно и печально», чем быстро и весело - до первого ДТП или заноса с непредсказуемыми последствиями.
К заносу на снежной дороге нужно быть готовым. Ошибки - следствие страха. Вместо того, чтобы рефлекторно тормозить, прибавьте газ на переднем приводе и оставьте педаль в покое на заднем, четко работая рулем. И не полагайтесь на электронных помощников - управляете автомобилем в сложных погодных условиях именно вы.
О том, как управлять машиной в гололед, узнаете здесь