Прокат автомобилей

Научись и выживи: как адекватно выполнить обгон

Аварии, в которых не выживают - это ситуации лобового столкновения на большой скорости. Типичный сценарий такого финала - обгон по трассе. Как же выполнить смертельно опасный маневр и остаться в живых? Мы расскажем.

 36 35lcyskxw44xqi4iukt2x6

Безопасный обгон: подготовка 

не уверен - не обгоняй

Вот серьезно. Сколько трагедий удалось бы избежать, если бы все водители свято соблюдали этот пункт. Надоело тянуться «паровозиком» или преследовать грузовик? Бесят «еле тянущиеся» попутные машины? И все, решение принято. Психанул (а). А принять во внимание другие факторы, вроде мокрой дороги, темноты или тумана, «слепых» поворотов, ландшафта трассы с пригорками… Успеется. Раньше ведь всегда получалось. Со мной такого не произойдет.

А на следующий день в разделе «Происшествий» - бездушные формулировки компетентных органов: при выполнении маневра обгона… не справился с управлением… совершил лобовое столкновение. 

оценить ситуацию

Правило, логично вытекающее из первого. Нормальный обгон - это быстрый обгон. Как рассчитать правильно время, которое ты будешь находиться на встречке, мы писали вот здесь.

Кратко: если ты едешь 90 км/ч, а спереди идущая машина - 80 км/ч, время обгона (время, которое твой автомобиль будет находиться на встречной полосе!) составит 35-40 секунд. Безумно долго. Так долго, что обстоятельства могут из благоприятных стать угрожающими.

Что делать в таком случае? Сбрасывай скорость и «тошни», пока дорога не расширится, видимость не будет идеальной на 900 метров вперед и т.п. Целее будешь. 

Грязь и каша на дороге спровоцируют занос. Пока ты движешься по раскатанной колее в своем потоке, еще ничего.  Как только перестраиваешься - машина теряет устойчивость, а ты - контроль. 

Что ты будешь делать без специальной подготовки, оказавшись на встречке без возможности стабилизировать машину? А ведь значение имеет любая секунда.

Ну и отдельно стоит упомянуть ночные обгоны. В темное время суток человеческий глаз ошибочно оценивает расстояние до объектов. Прибавь сюда разной конфигурации фары, одиночные фонари, которые могут оказаться не мотоциклетными, а вполне себе автомобильными - просто лампочка перегорела… Ночью, обгон становится вдвое рискованней. Это нужно помнить. 

Но если все же решишься - включай ближний свет и переключайся на дальний, когда обгоняемый автомобиль сравняется с твоим передним бампером.

внимательнее с перекрестками

Не просто так обгон на перекрестках запрещен ПДД. Во-первых, водитель со второстепенной может убедиться, что полоса свободна и быстро выехать на нее - а там ты, на обгоне. Во-вторых, если впереди идет медленно машина, а впереди маячит перекресток, вполне вероятно, что она собирается в него и съехать. А тут, опять же, ты. Аккурат слева. 

А если это ты выезжаешь со второстепенной, смотри не только налево, но и направо. Там вполне может начаться маневр обгона, и ты рискуешь выскочить под машину.

оценить машину

Если автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 6 секунд, это одна история. Если за 16 - совсем другая. Перед обгоном нужно перейти на пониженную передачу, это даст запас мощности. Для авто с «автоматом» - функция кик-даун в помощь. 

При обгоне нужно оценить такие параметры своего авто, как мощность, динамика, загрузка. А затем сопоставить с впереди идущим автомобилем, рассчитать время, которое потребуется на обгон.

Что ты будешь делать, если «повезет» обгонять водителя-хама, который из чувства внутренней ущербности ускорится при маневре? И вот у него мощный внедорожник, а ты на своей малолитражке с пассажирами несешься по встречке.. В общем, трезвый рассчет в помощь. 

8b233d6s 1920

Безопасный обгон: техника выполнения

набрать скорость

Типичная ошибка водителей - начинать обгон с момента плотного прижатия к машине спереди. В итоге нормальный разгон начинается уже на встречной. Время маневра увеличивается. Риски - тоже. 

Эффективнее выполнять обгон, когда между твоим и впередиидущим автомобилем остается дистанция. Ее-то и нужно использовать как полосу разгона, чтобы к месту начала обгона подъехать с нормальной разницей в скорости.

Только учти при таком активном разгоне погодные условия, состояние шин и электронных систем безопасности и тип привода, чтобы не спровоцировать занос. 

посмотреть назад

Приступая к обгону, не концентрируйся только на том, что творится впереди. Смотри в зеркало заднего вида: возможно, сзади идущий автомобиль уже пошел на обгон. Тогда свой маневр придется отложить. 

сообщить другим

Пользуйся «поворотниками». Встречные водители должны понимать, в какой ты стадии обгона, успеваешь вернуться в свою полосу или, скажем, решил(а) обогнать несколько машин сразу (запрещено ПДД, ага). 

вернуться в свою полосу

Возвращаться в свою полосу нужно, когда обгоняемую машину полностью видно в салонном зеркале заднего вида. 

Если боишьсяне успеть вернуться, а по встречке летит машина, сигналь и вклинивайся обратно. Обычно водители с понимаем реагируют, замедляются и дают такую возможность. Но даже если столкновение произойдет, лучше так, чем лобовое со встречным. 

помочь другому

Если видишь, что тебя обгоняют - снизь скорость, прими по возможности правее. Так маневр станет безопаснее  для всех - ведь если обгоняющему не хватит времени, под угрозой будет и твой автомобиль.

Применяй сигналы, чтобы предупредить обгоняющего:

  • правый «поворотник» говорит водителю о том, что помех на его пути нет
  • левый сигнализирует «подожди с обгоном, я вижу помеху, которую не видишь ты». 

Уточнять, кто и зачем ускоряется, когда его обгоняют, мы не будем.

Водительская вежливость и помощь - не пустые слова. Поможешь ты - и тебе помогут. 

Как действовать в экстремальной ситуации

747fed7399eb6a9b22e20d108b93dfff

В критической ситуации уже неважно, кто прав. Если тебе в лоб по твоей полосе несется машина, действовать нужно молниеносно. Единственно верного решения для таких ситуаций нет: все зависит от ширины дороги, попутного трафика, возможности съехать на встречку или на обочину. Главное - действовать, а не удариться в панику. 

Статистика говорит, что у тебя должно быть около 5 секунд, чтобы «договориться», кто куда съезжает и не встретиться в том же лобовом, только уже на обочине, например.

Нет времени объяснять: тормози. Можешь сигналить, чтобы привлечь внимание других участников к опасной ситуации. Меньше скорость - меньше сила удара - меньше риск летального исхода. 

Не вздумай мигать светом и рассчитывать на адекватное поведение водителя, который вылетел на встречку. Он может растеряться, среагировать неадекватно или вообще вырубиться. Твое спасение - в твоих руках. 

Если ширины дороги хватает, прими к обочине и даже съедь на нее, чтобы «летчик» прощемился между идущими потоками. 

Если нет возможности использовать ширину дороги и обочину, сделай все, чтобы даже неизбежный удар не стал лобовым. Старайся превратить столкновение в касательное, направляй свою машину параллельно борту «встречника», по диагонали.

Постарайся мгновенно оценить, куда собирается направлять автомобиль «встречник». Это видно по повороту колес и по тому, куда он смотрит. Успеешь подметить детали - правильно примешь решение. Помни: на то, чтобы определиться со своими действиями, человеку требуется в среднем 2 секунды. Главное, не терять их а действовать. 

  • О том, как понимать сигналы других водителей, мы писали здесь.
  • Как не сбить лося на трассе? Узнай здесь.

Метки: Обгон, Научись и выживи

Logo
Наш рейтинг: 4.4 на основе отзывов в Google (голосов:  16)  stars  stars  stars  stars  stars 

  • Беларусь г. Минск,
  • пр-т Дзержинского 119, офис 840/3
  • Режим работы:
  • Ежедневно 9.00-20.00

Контакты и карта проезда

Расчет производится только в белорусских рублях!

  • mts+375 29 500-999-4
  • velcom+375 29 180-999-4
  • velcom+375 29 188-99-11 viber whatsapp
  • Skype: CAR24
  • E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.