Научись и выживи: как не попасть в аварию с фурой
Водители легковых автомобилей недолюбливают дальнобойщиков - и это взаимно.
В аварии с фурой у типичной легковушки шансов почти нет: если сзади нагонит 40 тонн, машина сложится как консервная банка. А ещё часто встречается ситуация, когда машину в «слепой» зоне фура при повороте просто цепляет как пёрышко, разворачивает и выносит на встречную.
Поймите, что водитель фуры вас не видит
При разборе очередного случая ДТП легковушки и фуры, когда легковушка двигалась по соседней полосе, а фура стала перестраиваться прямо в неё, общественность на форумах недоумевает. Мол как так, у него же (водителя фуры) столько зеркал!
Действительно, зеркала на большегрузах большие, расположены в два ряда. Только вот обзорности они не помогают.
Запомните и расскажите знакомым водителям:
- протяжённость «слепой» зоны у грузовика - 3 метра вперёд и 5 назад вдоль борта
- почти весь правый борт на большинстве фур - вне поля зрения водителя.
Другими словами, можно спрятать по бокам грузовика четыре легковушки и ещё одну поставить прямо под кабиной - и водитель фуры их не увидит.
Как так происходит? Очень просто. В зеркалах водитель фуры видит только то, что на уровне его глаз - не ниже.
Поставьте рядом со своим автомобилем табуретку на уровне заднего колеса с разных сторон и позади машины по центру и постарайтесь рассмотреть её со своего водительского места.
Точно так же не видит легковушку дальнобойщик: низкий автомобиль просто не попадает в поле обзора.
Да, есть дополнительные зеркала, но они предназначены совсем не для контроля «слепых» зон, а для удобства парковки, соответственно и настроены именно под маневрирование. К тому же они сферической формы - даже если водитель грузовика что-то заметит в них, то в сильном искажении.
Теперь смоделируем ситуацию.
Водитель большегруза едет по МКАД, держится средней полосы. Часто - в плохую погоду, когда зеркала забрызгивает дождём и грязью, или при ярком солнце, или ночью, где обзорности мешает свет ксеноновых фар встречных машин.
Подъезжая к съезду, он включает «поворотник», выжидает пару минут, никто не сигналит - и начинает перестраиваться правее.
А справа в этот же момент едет легковушка, водитель которой поражается такой «наглости», что фура лезет в его занятую полосу, и рассуждает примерно так: «Не будет же дальнобойщик сунуться в занятую мной полосу». И потому, видя сигнал «поворотников», не реагирует.
Итог - ДТП. Последствия зависят от дополнительных условий задачки.
Как не попасть в «слепую» зону грузовика
Никогда не останавливайтесь прямо сзади грузовика на перекрёстке, например. Когда вы стоите чётко по центру, водитель вас не видит - легковушка полностью спрятана за бортами грузовика. Если водитель грузовика вдруг сдаст задним ходом, будет авария. Становитесь так, чтобы вас было видно, смещайтесь чуть левее.
Никогда не пытайтесь в пробке всунуть нос машины перед грузовиком, чтобы водитель пропустил вас: под кабиной «слепая» зона!
При выезде фуры со второстепенной на полосу, по которой едете вы, всегда сбрасывайте скорость: водитель может вас не видеть.
Если видите, что фура собирается перестроиться или обгоняет вас, всегда пропускайте, не надейтесь проскочить! Две тонны остановить проще, чем сорок.
Никогда не опережайте фуру справа и вообще старайтесь не ехать около фуры справа. Вообще старайтесь не ехать за грузовиками или рядом с ними, но, если так вышло, почаще показывайтесь - смещайтесь правее или левее (лучше левее), чтобы водитель фуры вас увидел и принял в расчёт.
Оказавшись сбоку или сзади у фуры, перестраивайтесь или обгоняйте, но не висите на хвосте или сбоку.
- Обгоняйте слева. Перед обгоном подайте многократный сигнал «поворотниками» или дальним светом, совершайте манёвр максимально быстро.
- После обгона не подрезайте фуру, оторвитесь на дистанцию примерно в 10 машин - прямо под кабиной водитель грузовика тоже не видит легковушки.
- Нет возможности обогнать? Увеличьте дистанцию до фуры, оторвитесь на безопасное расстояние.
- Помните: если вы видите лицо водителя в его боковом зеркале - он, вероятно, видит вас. И наоборот. Перед тем, как совершать манёвр, проведите этот простой тест, постарайтесь рассмотреть лицо водителя фуры в его зеркале слева.
Никогда не объезжайте фуру, которая тормозит или поворачивает. В момент, когда прицеп прицеп повёрнут, он загораживает обзор водителю тягача вообще.
Если грузовик начинает съезжать в вашу полосу, это не его, а ваша проблема: вы не убрались вовремя, не поняли, что находитесь в «слепой» зоне. Можно быть правым по ПДД - и в кювете или на встречной, после встречи с «невнимательным» водителем фуры. Спасайте себя сами. Жмите на клаксон, съезжайте правее или на обочину, тормозите: всё, что угодно, только избегайте аварии!
Тренируйтесь читать дорожную обстановку и прогнозировать ход событий заранее. Водитель грузовика взялся правее и скоро будет съезд? Покидайте правую полосу или отставайте на безопасное расстояние.
Поймите, что водитель фуры не затормозит
Водители грузовиков жмут на тормоз только в ситуации крайней необходимости.
Дело в том, что если водитель применит экстренное торможение, фуру, вероятнее всего, сложит по типу ножниц. Попутно под прицеп попадёт ещё несколько машин.
Или прицеп с грузом уедет вперёд и раздавит кабину, а вместе с ней и водителя. Или прицеп и тягач опрокинутся, груз повредится, и водитель будет платить за это владельцу товара потом полжизни.
Вот почему водители грузовиков не жмут на тормоз резко: это уже рефлекс, и от него зависит жизнь самого дальнобойщика.
Как не попасть под фуру
Самое глупое, что можно сделать - пытаться «учить» фуру, лезть прямо перед ней в просвет, который специально держит дальнобойщик или обгонять грузовик на склоне и тормозить прямо под носом.
Тормозного пути в случае чего фуре может не хватить, а экстренное торможение под запретом.
Очень опасна ситуация, когда водитель легковушки перестраивается прямо перед грузовиком, а затем вынужден резко затормозить из-за пешехода или красного сигнала светофора. А сзади у него не другая легковушка, которую можно тоже экстренно остановить, а 40 тонн - и все они летят прямиком в машину.
Когда вы вынуждены экстренно тормозить, а сзади отмораживается фура, нельзя просто ждать развязки.
- При возможности - уезжайте в сторону или прямо.
- Если впереди пешеход - сигнальте ему, это его шанс выжить.
- Если столкновение неизбежно - нажмите педаль тормоза, включите нейтральную передачу, голову прижмите к подголовнику, руки на руле положите на 3 и 9 часов, чтобы их не сломало выстрелившей подушкой.
О том, что делать водителю при неизбежном столкновении с другими легковыми машинами, мы писали здесь.
Метки: Научись и выживи